$speckod $subj

Интернет-экзамен в сфере профессионального образования

Специальность: 030300.62  – Психология
Дисциплина: Концепции современного естествознания
Время выполнения теста: 60 минут
Количество заданий: 26

Требования ГОС к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы

Индекс Дисциплина и ее основные разделы Всего часов
ЕН.Ф Федеральный компонент 900
ЕН.Ф.03 Концепции современного естествознания :
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро- макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов . основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
60

Тематическая структура АПИМ


N ДЕ Наименование
дидактической единицы ГОС
N за-
да-
ния
Тема задания
1Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира1Научный метод
2Естествознание и его роль в культуре
3Этика научных исследований. Псевдонаука
4Развитие представлений о материи
5Развитие представлений о движении
6Развитие представлений о взаимодействии
2Пространство, время, симметрия7Принципы симметрии, законы сохранения
8Эволюция представлений о пространстве и времени
9Специальная теория относительности
10Общая теория относительности
3Структурные уровни и системная организация материи11Микро-, макро-, мегамиры
12Взаимосвязь структурных уровней организации материи
13Организация материи на химическом уровне
14Особенности биологического уровня организации материи
4Порядок и беспорядок в природе15Динамические и статистические теории
16Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношения неопределенностей
17Принцип возрастания энтропии
18Закономерности самоорганизации
5Эволюционное естествознание19Космология
20Происхождение жизни
21Биологический эволюционизм
22Генетика и эволюция
6Биосфера и человек23Экосистемы
24Биосфера
25Человек в биосфере
26Глобальный экологический кризис

Демонстрационный вариант

ЗАДАНИЕ N 1 ( - выберите варианты согласно тексту задания)

Установить соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств

2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект

3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

A)  эксперимент    B)  измерение
C)  наблюдение   

ЗАДАНИЕ N 2 ( - выберите один вариант ответа)

Для естественных наук характерно…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  раскрытие целей, намерений человека    2)  строго объективное объяснение действительности
3)  индивидуальное понимание мира    4)  истолкование явлений

ЗАДАНИЕ N 3 ( - выберите один вариант ответа)

Выберите верный принцип этики научных исследований:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  на научные открытия не существует права собственности, они являются достоянием всего человечества    2)  на научное открытие существует право собственности, ученый вправе монопольно распоряжаться им
3)  уже принятые научным сообществом идеи не критикуют    4)  прошлые заслуги всегда принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах

ЗАДАНИЕ N 4 ( - выберите варианты согласно указанной последовательности)

Расположите представления о материи в порядке их возникновения:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  каждое вещество состоит из четырех стихий, смешанных в определенной
пропорции.
   2)  существуют две формы материи, обладающие противоположными
свойствами,  - вещество и физическое поле
3)  между материей в форме гравитационного поля и геометрическими
свойствами пространства-времени невозможно провести четкую грань
  

ЗАДАНИЕ N 5 ( - выберите варианты согласно указанной последовательности)

Расположите представления о движении в порядке их возникновения:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  существует множество форм движения материи    2)  существуют два вида движения: «естественное» и «насильственное»
3)  существует один вид движения – механическое перемещение тел в пространстве и времени   

ЗАДАНИЕ N 6 ( - выберите один вариант ответа)

Фундаментальные взаимодействия по величине относительной интенсивности (от большей к меньшей) располагаются в следующем порядке:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  гравитационное, электромагнитное, слабое ядерное, сильное ядерное    2)  слабое ядерное, гравитационное, сильное ядерное, электромагнитное
3)  сильное ядерное, электромагнитное, слабое ядерное, гравитационное    4)  электромагнитное, гравитационное, сильное ядерное, слабое ядерное

ЗАДАНИЕ N 7 ( - выберите один вариант ответа)

Инвариантность свойств объекта по отношению к каким-либо преобразованиям над ним – это …
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  нейтрализм    2)  симметрия
3)  эквивалентность    4)  асимметрия

ЗАДАНИЕ N 8 ( - выберите один вариант ответа)

Выражение Аристотеля «Природа не терпит пустоты» исходно означает, что …
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  пустого пространства не существует    2)  материя стремится равномерно распределиться в пространстве
3)  познание природы требует вдумчивого отношения      4)  человек призван познавать Природу, заполняя «пустоты» незнания

ЗАДАНИЕ N 9 ( - выберите несколько вариантов ответа)

Скорость света ….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  не зависит от направления движения системы отсчета    2)  не зависит от скорости движения системы отсчета
3)  зависит от направления, но не зависит от скорости движения системы отсчета    4)  зависит от абсолютного значения скорости движения системы отсчета

ЗАДАНИЕ N 10 ( - выберите несколько вариантов ответа)

Основу общей теории относительности составляют следующие положения:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  скорость света есть величина постоянная в любых системах отсчета    2)  все физические процессы при одних и тех же условиях  протекают одинаково в   любых системах отсчета
3)  скорость света постоянна в областях, где гравитационными силами можно пренебречь    4)  масса не эквивалентна энергии в неинерциальных системах отсчета

ЗАДАНИЕ N 11 ( - выберите варианты согласно указанной последовательности)

Укажите правильную последовательность (от меньшего к большему) в структурной иерархии микромира:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  ядра атомов    2)  элементарные частицы
3)  молекулы    4)  атомы

ЗАДАНИЕ N 12 ( - выберите варианты согласно тексту задания)

Соотнесите свойство системы с проявлением этого свойства в природном объекте:

1) интегративность
2) целостность
3) иерархичность
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

A)  свойства молекулы воды – это не сумма свойств атомов кислорода и водорода, из которых она состоит    B)  в живом организме согласованно функционируют системы всех уровней организации
C)  вода состоит из молекул, молекулы из атомов, а последние из элементарных частиц   

ЗАДАНИЕ N 13 ( - выберите один вариант ответа)

В химических превращениях молекулы …
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  не сохраняются    2)  сохраняют свою индивидуальность
3)  не изменяют свою  электронную структуру    4)  не изменяют свой состав

ЗАДАНИЕ N 14 ( - выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие между уровнем организации живой материи и характеристикой, присущей ему:

1) популяция
2) вид
3) клетка
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

A)  единица систематики живых существ    B)  элементарная структурная единица жизни
C)  элементарная единица эволюции   

ЗАДАНИЕ N 15 ( - выберите несколько вариантов ответа)

Молекулярно-кинетическая теория газов позволяет точно рассчитывать:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  отклонение скорости данной молекулы в данный момент времени от среднего значения    2)  средние значения величин, характеризующих коллектив молекул газа
3)  скорость любой заданной молекулы газа    4)  лишь вероятность того, что данная молекула имеет заданную скорость

ЗАДАНИЕ N 16 ( - выберите один вариант ответа)

Концепция корпускулярно-волнового дуализма состоит в том, что:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  все материальные объекты делятся на те, которые ведут себя как частицы, и те, которые ведут себя как волны    2)  каждый материальный объект может вести себя и как частица (поток частиц) и как волна, в зависимости от ситуации
3)  свет (электромагнитное излучение) может вести себя и как поток частиц-фотонов, и как волна, в зависимости от ситуации    4)  свет с малыми длинами волн представляет собой поток частиц – фотонов, а с большими длинами волн – электромагнитную волну

ЗАДАНИЕ N 17 ( - выберите один вариант ответа)

Смысл первого закона термодинамики:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  энергия может только переходить из одной формы в другую, но не может возникать или исчезать    2)  энтропия может только переходить из одной формы в другую, но не может возникать или исчезать
3)  все формы энергии равноценны как количественно, так и качественно    4)  энергия незамкнутой системы может только убывать

ЗАДАНИЕ N 18 ( - выберите несколько вариантов ответа)

Синергетика:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  сформировалась во второй половине XX века    2)  рассматривает общие закономерности самоорганизации в живой и неживой природе
3)  рассматривает пути выхода цивилизации из энергетического кризиса    4)  является современной формой биологического эволюционизма

ЗАДАНИЕ N 19 ( - выберите один вариант ответа)

Космология изучает:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  строение и эволюцию звезд и звездных систем    2)  строение и эволюцию тел Солнечной системы
3)  строение и эволюцию Земли    4)  строение и эволюцию Вселенной как единого целого, наиболее общие
законы ее развития

ЗАДАНИЕ N 20 ( - выберите один вариант ответа)

Первые организмы, возникшие на Земле, были:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  прокариоты, анаэробы, долгое время существовавшие в водах первичного океана    2)  прокариоты, аэробы, существовали только   на суше
3)  эукариоты, анаэробы, существовавшие только в водах первичного океана    4)  эукариоты, аэробы, существовавшие и в воде, и на суше

ЗАДАНИЕ N 21 ( - выберите один вариант ответа)

Фактор микроэволюции, который заключается в периодических изменениях количества особей в популяции под воздействием внешних условий, – это…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  мутационный процесс    2)  миграция
3)  изоляция    4)  популяционные волны

ЗАДАНИЕ N 22 ( - выберите один вариант ответа)

Совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом животной или растительной клетки, носит название …
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  генофонд    2)  ген
3)  геном    4)  генотип

ЗАДАНИЕ N 23 ( - выберите один вариант ответа)

Экосистема – это ….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  совокупность факторов среды, в пределах которой возможно существование вида    2)  комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в тесной взаимосвязи
3)  совокупность организмов и неорганических компонентов окружающей среды, в которой может осуществляться круговорот веществ    4)  организованная группа взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, живущих в одних и тех же условиях среды

ЗАДАНИЕ N 24 ( - выберите несколько вариантов ответа)

Биогенная миграция атомов характеризуется следующими особенностями:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  в ходе миграции атомы одних элементов превращаются в атомы других    2)  осуществляется быстрее, чем в неживой природе
3)  в ходе миграции элементы взаимодействуют друг с другом, образуя сложные химические соединения    4)  в ходе миграции часто меняется атомная масса элементов

ЗАДАНИЕ N 25 ( - выберите несколько вариантов ответа)

Доказательствами того, что представители разных человеческих рас относятся к одному и тому же биологическому виду Человек разумный (Homo sapiens), являются:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  организованность  в высокоразвитую социальную структуру – человеческое общество    2)  приспособительный  характер отличительных признаков для представителей каждой из рас
3)  единство фенотипа представителей всех рас    4)  один и тот же хромосомный набор

ЗАДАНИЕ N 26 ( - выберите один вариант ответа)

Основная причина парникового эффекта – это ….
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  вырубка лесов    2)  изменение направления движения и интенсивности океанических течений
3)  увеличение в атмосфере концентрации соединений, поглощающих инфракрасное излучение    4)  тепловыделения промышленных предприятий

Хостинг от uCoz